27.07.2024

Как я получал налоговый вычет за лечение или «про маразм»

Сталось так, что выпала мне необходимость воспользоваться статьей 219 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно получить налоговый вычет за лечение. Картинок не будет, но много букв обещаю.

Регистрация в личном кабинете

Дело было вечером, делать было нечего. Под конец прошлого отпуска, аккурат после Питера, я решил заняться этим вопросом и пошел в местное отделение ФНС, предварительно записавшись в электронную очередь на получение доступа в личный кабинет.

27.04.2016 я пришел к нужному времени, девочка меня вызвала, забрала паспорт и дала бумажку с паролем (ИНН является логином). Также я у нее поинтересовался, как мне получить вычет. Оказалось все просто! Нужно скачать программу для заполнения 3-НДФЛ, заполнить, распечатать, наделать копий необходимых документов и принести всю эту фигню в налоговую. Довольный я отправился домой плодить бумагу.

Косяк в заполнении 3-НДФЛ

На сайте налоговой я нашел программное обеспечение для заполнения декларации по форме 3-НДФЛ. Надо сказать, что программа очень сильно облегчает заполнение декларации! Из-за того, что заполнение вручную не предполагается обычными людьми, то в интернете (есть и оффлайн-организации) до сих пор предлагают заполнить декларацию за некоторую сумму денег.

В декларацию с помощью программы нужно внести:

  • личные данные (нужен паспорт),
  • данные о доходах (нужен 2-НДФЛ с работы),
  • данные о уплаченных налогах государству (нужен 2-НДФЛ с работы),
  • расходах которые ушли на лечение (нужны справки с мед.учреждения),

Довольный, что все так просто, я внес необходимые данные и распечатал декларацию. Но изучив личный кабинет, я увидел, что можно подать документы в электронном виде. Вот тут-то я и совершил ошибку. Я отправил 3-НДФЛ и 2-НДФЛ, как подтверждение доходов через личный кабинет. Радостный, что все убер-просто, я отложил поход в налоговую до следующего дня.

Настал следующий день (28.04.2016) и я с кипой макулатуры отправился в отделение ФНС. Повоевав с бабками и кратко рассказав, что такое электронная очередь я попал на прием первый. Девочка начала смотреть мои документы и обнаружила небольшой … косяк. Оказывается, я был так рад, что не указал факт уплаты подоходного налога моим предприятием.

Девочка сообщила, что это не в ее компетенции, и тут нужна тетя. Тетя была рада мне сообщить, что я должен уплатить налог (к примеру 80000 рублей), прежде чем получить вычет (допустим 20000 рублей). Я ей сообщил, что предприятие платит налог, просто я — судак… и вообще декларацию онлайн подал. Она, бедная, аж побледнела. Давай сыпать меня какими-то терминами, рассказывать про какую-то Тулу, где документы мои распечатаны и уже в архиве, где будут храниться много лет. Пугать что исправить мой косяк крайне тяжело. Сказала, бежать домой, исправлять, вносить какие-то КБК в декларацию и т.д.

Правильное заполнение 3-ндфл

Кроме того, что я накосячил я ничего не понял из того, что он мне говорила. Но мне повезло: тем утром было достаточно прохладно и свежий воздух дал мне ясность того, что нужно звонить на горячую линию ФНС. С оператором у нас состоялся диалог приблизительно такого содержания:

— Здравствуйте, я Пупкин, ИНН 123456. Заполнил 3-НДФЛ через программу, но не внес данные о уплаченных налогах. Хочу получить вычет на лечение.
— Вы прикладывали сканы справок из мед.учреждения и 2-НДФЛ?
— 2-НДФЛ — да, справки — нет
— Вам нужно правильно заполнить 3-НДФЛ, в программе не забудьте поставить номер корректировки «1», и подать файл через ЛК. Также нужно приложить справки из мед.учреждения. 2-НДФЛ присылать уже не нужно.
— И все будет нормально?
— Да

Немного удивившись, что все так просто, я открыл программу по заполнению декларации и заполнил все правильно. Отправил файл декларации и необходимые документы и пошел готовить обед. Мои приготовления прервал телефонный звонок из моего отделения ФНС. Звонила мне та тетя, которая разъясняла мне мои ошибки:

-Здравствуйте, Пупкин. Зачем вы подали еще одну декларацию? У вас же уже есть одна.
-Первая — не правильная. Вторая правильная, откорректированная. Я звонил на горячую линию и мне все объяснили.
-Ой не знаю! Попробуем что-нибудь сделать.

Что они там сделали, я не знаю — меня, к сожалению, больше никто не информировал. Но на следующий день в ЛК отобразилось, что камеральная проверка по моей первой декларации прекращена, а вот камеральная проверка по второй (верной) пошла отсчитывать дни. Всего проверка идет 90 дней, поэтому я пару раз в неделю заходил в ЛК, дабы проверить статус.

Попытка получить деньги №1, неудачная

И вот, внезапно, 6.05.2016, в личном кабинете появляется запись, что государство должно мне 20000 рублей (к примеру). Я радостный состряпал заявление о том, что это мои деньги и я их хочу и отправил через личный же кабинет… Ответили мне 24.05.2016 бумажным письмом. Запрос — электронный, ответ — бумажный. Бумажный, КАРЛ! Писали мне о том, что камеральная проверка закончится 28.07.2016 и до того времени денег мне точно никто не даст.

Кстати, потом я обнаружил, что ответ был продублирован в ЛК, но никаких уведомлений об этом мне не приходило. Т.е. чтобы увидеть ответ, надо открывать ЛК ФНС, заходить в пункт «Электронный документооборот» и проверять, есть ли там новая информация. Ну это почти тоже самое, что к почтовому ящику подходить каждый день по пути на работу.

Попытка получить деньги №2, неудачная

Решил твердо дождаться завершения проверки, я заходил в ЛК где-то раз в неделю. И как-то я увидел сообщение о факте излишней уплаты налога от 10.06.2016, которое гласило, что мне полагаются деньги. Я слышал, что камеральная проверка может завершиться раньше, чем положено, поэтому состряпал заявление на возврат снова и отправил его 19.06.2016. На этот раз ответ пришел намного быстрее — 27.06.2016. Гласил он тоже, что и в прошлый раз …

Попытка получить деньги №3, удачно-маразматическая

И вот, наконец-то, камеральная проверка подошла к концу (28.07.2016) и я зашел в ЛК, чтобы написать новое заявление. Кстати, никаких сообщений не поступало на этот раз. В этот раз все сложилось удачнее и 3.08.2016 я уже получил деньги на счет, а 8.08.2016 мне позвонили из моего отделения ФНС и разговор был приблизительно таким:

-Пупкин, вы подавали оригиналы справок из мед.учреждения?
-Нет, я подавал все документы через ЛК.
-Надо подать оригиналы.
-Зачем?
-Такая процедура.
-Я уже деньги получил и потратил.
-К нам проверка едет и нам нужны оригиналы, приходите в отделение. Можете сейчас прийти.
-Я на работе, в городе только в 18:00 окажусь.
-В четверг мы работаем до 20:00.
-Хорошо, я пойду вам навстречу и принесу справки. Назначьте время.
-У нас такого нет. Приходите и в порядке живой очереди…
-Нет. Я вам навстречу иду, т.к. вам нужны мои справки. Так что и вы идите мне навстречу.
-Хорошо, мы предупредим девочек, чтобы вас приняли без очереди.

Пришел я на день раньше (10.08.2016) и оказалось, что там очереди вообще никакой не было. Вызвал по телефону тетю, отдавая бумажки спросил:

-Как так получилось, что я получил вычет, если якобы не все документы сдал?
-Ну вы же согласились нам их принести?

Вот и весь разговор. Ну а 9.08.2016 я получил весть о том, что деньги скоро будут переведены на мой счет… Читать это было смешно 🙂

Мораль

21-й век на дворе, а у нас до сих пор электронный документооборот нужно подкреплять бумажками. И чем больше бумажек, тем лучше. И это очень сильно раздражает.

Добавить комментарий